Ансельм Кентерберийский


Ансельм Кентерберийский
(1033-1109) - крупнейший представитель ранней схоластики. С 1093 г. он - архиепископ Кентерберийский. Им написаны трактаты «Монолог» (1076), «Прибавление к рассуждениям» (1077-1078), «Диалог о грамматике», «Почему Бог является человеком» (1094-1098) и др. Еще при жизни Ансельма называли «вторым Августином» за его авторитет как мыслителя.

Основную проблему христианской философии - соотношение веры и разума - Ансельм решает в духе Августина, превознося веру за счет разума. Он говорил, что вера - предпосылка знания: он размышляет не для того, чтобы верить, а верит, чтобы понимать, разуметь. Сначала вера, а потом диалектическое искусство разумения, рассуждения, которые предопределены верой. Таким образом разум, согласно Ансельму, существует для того, чтобы оправдать веру своими рациональными средствами.

С помощью рационалистических рассуждений Ансельм стремился обосновать доказательство бытия Бога, а также такие догматы церкви, как идея творения мира из ничего, бессмертие и свобода души и другие вероисповедные формулы.

Во всех своих доказательствах Ансельм исходил из основных положений реализма, утверждавшего существование общего до вещей. Это положение было сформулировано еще Платоном и в дальнейшем развито неоплатонизмом и некоторыми представителями патристики, в частности Августином. Ансельм стоял на позициях так называемого крайнего реализма, считавшего, что общее это нечто объективное, первичное и существует до и вне вещей, а единичные вещи - это производное от общего. На позициях крайнего реализма стоял Эриугена, развивший пантеистическую концепцию на основе неоплатонизма, а также Августин. Позиция Августина была дальше разработана Ансельмом.

Реализм понятий - необходимая часть всей христианской философии и теологии, с его помощью религия обосновывала основные вероисповедные догматы христианского вероучения. Так, первородный грех Адама мог быть перенесен на все человечество только потому, что в Адаме заключалась сущностная общность человеческого рода. Также и догмат Троицы содержал утверждение о существовании божественной сущности, которая одновременно выражается в трех лицах: Бога-отца, Бога-сына, Бога-святого духа.

Крайний реализм понятий привлекается Ансельмом для доказательства бытия Бога, которое состояло в следующем рассуждении: поскольку понятие Бога предполагает идею божественного совершенства, постольку Бог должен обладать свойством существования, так как в противном случае это понятие не мыслилось бы как понятие «Бог». Бог есть то, превыше чего и больше чего нельзя ничего мыслить, значит Бог существует. Такое рационалистическое рассуждение - от понятия Бога и его совершенства к его существованию - имело под собой основания лишь в пределах крайнего реализма понятий. Это доказательство бытия Бога называется онтологическим; оно было впоследствии опровергнуто Кантом, который показал, что существование не является предикатом, так как идея некоторого существа, которое имеет свои предикаты как совершенные, не может быть идеей существа, у которого одним из атрибутов является существование.

Против онтологического доказательства бытия Бога выступал один из современников Ансельма - монах Гуанило, который показал, что ход рассуждений от понятия к существованию ошибочен, так как в этом случае можно доказать существование любой выдумки. Например, можно обосновать существование самого прекрасного острова на свете, если существование выводить из его совершенства.


Великие философы: учебный словарь-справочник. — М.: Логос. . 1999.

Смотреть что такое "Ансельм Кентерберийский" в других словарях:

  • АНСЕЛЬМ КЕНТЕРБЕРИЙСКИЙ — (Anselm) (1033 1109) теолог, представитель схоластики. С 1093 архиепископ Кентерберийский. Понимал веру как предпосылку рационального знания: «Не ищу уразуметь, дабы уверовать, но верую, дабы уразуметь». В противоположность умозаключениям к бытию …   Философская энциклопедия

  • АНСЕЛЬМ КЕНТЕРБЕРИЙСКИЙ — (Anselm) (1033 1109) теолог, представитель схоластического реализма, с 1093 архиепископ Кентерберийский (Англия). Основные произведения: ‘Монолог’, ‘Прибавление к рассуждению’ (‘Proslogion’), ‘Диалог о грамматике’ и др. А.К. продолжал скорее… …   История Философии: Энциклопедия

  • АНСЕЛЬМ КЕНТЕРБЕРИЙСКИЙ — (Аnsеlm) (1033 1109) теолог, представитель схоластического реализма, с 1093 архиепископ Кентерберийский (Англия). Основные произведения «Монолог», «Прибавление к рассуждению» (»Proslo gion»), «Диалог о грамматике» и др. А.К. продолжал скорее… …   Новейший философский словарь

  • Ансельм Кентерберийский — (Anselmus) (1033, Аоста, Италия, 21.4.1109, Кентербери, Англия), первый представитель зрелой схоластики. В 1060 г. вступил в бенедиктинский орден в нормандском монастыре Бек, где испытал влияние Ланфранка; с 1063 приор, с 1078 аббат этого… …   Энциклопедия культурологии

  • Ансельм Кентерберийский — В Википедии есть статьи о других людях с именем Ансельм (имя). Ансельм Кентерберийский Anselmus Cantuariensis Дата рождения: 1033/1034 Место рождения …   Википедия

  • Ансельм Кентерберийский — (Anselm) (1033 1109), богослов и философ, представитель ранней схоластики августиновского направления, церковный деятель, вёл борьбу за независимость церкви против королей Англии. Развил так называемое онтологическое доказательство бытия Бога,… …   Энциклопедический словарь

  • АНСЕЛЬМ Кентерберийский — СВ. (ок. 1033 1109), учитель церкви и архиепископ Кентерберийский. Родился в Аосте (Пьемонт, Италия) в знатной ломбардской семье. Вынужденный уйти из дома, поступил в известный монастырь в Беке (Нормандия), где в 1060 принял монашеский постриг, а …   Энциклопедия Кольера

  • Ансельм Кентерберийский — (1033 1109) философ и теолог, сторонник крайнего реализма. Родился в г. Аоста (Италия), преподавал в школах Нормандии, большую часть жизни провел в Англии. С 1093 г. главное лицо в англ. церкви архиепископ Кентерберийский. Отстаивал тезис о… …   Средневековый мир в терминах, именах и названиях

  • Ансельм Кентерберийский — Ансельм (Anselm) Кентерберийский (1033, Аоста, Италия, ‒ 21.4.1109, Кентербери, Англия), теолог, представитель схоластики. С 1093 архиепископ Кентерберийский. Понимал веру как предпосылку рационального знания: «Не ищу уразуметь, дабы уверовать,… …   Большая советская энциклопедия

  • Ансельм, Кентерберийский — АНСЕЛЬМ (Anselm) Кентерберийский (1033 1109), теолог и философ, представитель ранней схоластики августинианского направления (смотри Августин). Церковный деятель (вел борьбу за независимость церкви против королей Англии). Развил так называемое… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

Книги

  • История как символ, Андрей из Левино. Предлагаемая книга состоит из двух частей. Первая часть состоит из работы «История как символ» (завершена в 1988 г.), в которой рассматривается разворачивание историив непосредственной… Подробнее  Купить за 797 руб
  • История как символ, Андрей из Лёвино. Предлагаемая книга состоит из двух частей. Первая часть состоит из работы "История как символ" (завершена в 1988 г.), в которой рассматривается разворачивание историив непосредственной… Подробнее  Купить за 701 руб
  • История как символ, Андрей из Левино. Предлагаемая книга состоит из двух частей. Первая часть состоит из работы "История как символ" (завершена в 1988 г.), в которой рассматривается разворачивание истории в непосредственной… Подробнее  Купить за 593 руб
Другие книги по запросу «Ансельм Кентерберийский» >>